Глава 15

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО И ПАРАПОЛЕ

            В этой главе мы попробуем рассмотреть связи и влияние друг на друга обозначенных в заголовке категорий. Для начала вспомним, что ЭПо – это совместные действия человека и природы по изготовлению стоимости. Параполе – пространство, лежащее рядом с ЭПом и существующее по субъективным решениям находящихся на нём людей. На ЭПе над изготовлением стоимостей работают труженики, на параполе для создания и поддержания правовых отношений в обществе трудятся чиновники и бюрократы. Если о том, что находится на ЭПе мы какое-то представление имеем, то необходимо знать, что собой представляет параполе. Понятно, что на нём находятся все властные структуры, осуществляющие свои полномочия в полном соответствии с Конституцией страны. Президент, правительство, парламент, суды, все силовые структуры, включая сторожей на предприятиях. Весь ВПК с познающими, приспосабливающими и изготавливающими предприятиями. Банки, акционерные общества, аккумулирующие средства для инвестиций, фондовые биржи и всякая иная контора, живущая на процент с денежного кредита, т.е. торгующая деньгами как товаром. Общий признак пребывания на параполе – все, кто не участвует своим трудом в изготовлении стоимости. Необходимо заметить, что пенсионеры, заслужившие пенсию, работая на ЭПе, школы, часть ВУЗов, все медицинские учреждения, находятся на ЭПе. Но распределение денег, собранных на принципах солидарной ответственности за пенсионное обеспечение, образование и врачевание в общий бюджет, осуществляется на параполе.   

Если задачей ЭПа является материальное наполнение наших потребностей, то одна из задач параполя – создание условий для этого. В этом ключе мы и рассмотрим отношения между тружениками с одной стороны и чиновниками и бюрократами с другой. Эти отношения достаточно жёстко регламентированы юридическими законами, т.е. носят договорный характер и сбалансированы по интересам сторон. Эти договорные отношения, формализованные в законы, являются регулирующей основой существования общества страны во всех проявлениях. Материальное, нравственное состояние общества определяется известной формулой: «Договор дороже денег». Эта простая формула несёт в себе суть существования человека в современном ЭПе. Под договором необходимо понимать выполнение добровольно взятых на себя обязательств человеком, коллективом, обществом. Взятые обязательства могут находиться в самых различных областях деятельности человека – экономической, гуманитарной, профессиональной и т.д. Сегодня всё большее число людей находятся в договорной среде, требующей исполнения принятых договорных обязательств. Приход в магазин за покупкой – выполнение договора по обмену. Надлежащее выполнение своих профессиональных обязанностей – выполнение договора по найму. То, что называется «крепкая семья» – выполнение обязательств перед предками, современниками и потомками. Опутанное договорными отношениями на уровне страны, региона, местном, предприятия, семьи по самым разным поводам, человечество для своего выживания должно их выполнять. Поскольку наш труд посвящён изучению экономических отношений, мы и рассмотрим основные договора, принятие и выполнение которых необходимы для развития ЭПа.

Поскольку ЭПо возникло не на пустом месте, а выросло из натурального хозяйства, то на него перешли различные, уже существующие, сложившиеся во времени связи и отношения. Понятно, что любое натуральное хозяйство находилось на каком-то участке земли. С возникновением и развитием экономических отношений и ростом уровня ЭПа появилась необходимость закрепить эти участки земли за хозяевами юридически, т.е. посредством закона, договора. Это формальное закрепление участка земли и всего, что на нём находится, в частную собственность за владельцем даёт возможность не только владеть, распоряжаться, использовать его на благо себе, семье, обществу, а создаёт предпосылки к преемственному как экстенсивному, так и интенсивному развитию. Формальное закрепление частной собственности за добровольным хозяином с защитой его прав – первый, обязательный и вечный договор между параполем и ЭПом и основное условие развития последнего. Определим, что частная собственность – участок земли и всё материальное, находящееся на нём и принадлежащее одному человеку или коллективу и в любой форме участвующее в изготовлении стоимости. Природа и её верный слуга рынок сделали так, что владелец частной собственности вынужден вечно бороться за место под Солнцем с окружающими его конкурентами. Эта борьба требует постоянного совершенствования, для чего необходима гарантия неприкосновенности частной собственности. Если частная собственность имеет возможность развиваться на протяжении жизни одного поколения, передаётся следующему, которое его приращивает и т.д., возникает культура изготовления стоимости. Культура впитывает всё самое лучшее, наработанное человеком, отбрасывая не прошедшее испытание временем. Культура земледелия, животноводства, виноделия, создания автомобилей, обуви, медикаментов и всего спектра стоимостей нарабатывается десятилетиями и веками в среде конкуренции и преемственности. Таким образом, гарантия прав добровольного и ответственного частного собственника, гарантируя развитие отдельного производства, гарантирует развитие за ним и всего ЭПа.

Но человек не был бы человеком, если бы не довёл ситуацию с частной собственностью до абсурда. Необходимо заметить, что человечество постоянно создаёт ситуацию абсурда, а потом выбирается из неё. Крайнее проявление абсурда – война, приносящая горе и разруху как победителям, так и побеждённым. Почему-то процесс приведения ситуации в норму называется прогрессом. Абсурд с частной собственностью состоит в том, что она стала распространяться на часть тружеников, известных нам как рабы. Путей в рабство было несколько. Одни попадали в него в качестве военного трофея, другие не могли выполнить обязательства по добровольно принятому договору, третьи стали жертвой криминала. Самое гнусное рабство – по закону, принятому элитой, позволяющему обращать в него население собственной страны. В этом случае рабство было наследуемым. Характеризуется рабство наряду с ограничением личной свободы и прав человека крайне низкой, на уровне выживания, личной долей раба в стоимости. Изобретённое в незапамятные времена, рабство благополучно дожило до наших дней. В разных формах и количествах его можно найти практически в каждой современной стране. Вообще все уклады жизни, изобретённые человеком: рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический благополучно живут и сегодня. До недавнего времени можно было услышать о коммунизме как о рае на Земле. Судя по всему, эта идея не выдержала конкуренции с идеей рая на небесах, стала убыточной для её носителей и ушла в небытие.

 Деление экономической истории человечества на периоды рабовладения, феодальный, капиталистический и социалистический, основанные на отношениях собственности, непосредственно с ЭПом никак не связано. Это отношения между людьми на параполе и ЭПу они глубоко безразличны. Согласитесь, какая разница для ЭПа, кто на его просторах роет траншею – раб рабовладельца, вассал феодала, труженик капиталиста или «освободившийся» от гнёта капитала социалистический труженик. В той же мере и корова равнодушна, кто её пасёт, доит. Стоимостям вообще безразлично, кто их изготавливает, кому они достанутся. Для них важно соблюдение законов рынка, а не законов, регламентирующих отношения между людьми, в том числе и отношения собственности. Нормальные отношения собственности основаны на естественном праве любого человека владеть какой-то собственностью, в том числе и участком земли, поскольку он рождён на планете Земля. Можно сомневаться в праве владения участком земли прилетевшего к нам инопланетянина, но лишать права добровольно взвалить на себя обязательства по уходу за участком земли нашего соплеменника – нонсенс. Трудно сказать, откуда взялась мысль, что единоличное наследуемое владение участком земли, т.е. частная собственность на землю, является источником всех бед человечества. Источник бед – законы, принятые на параполе человеком, позволяющие из частной собственности делать источник напряжённости в обществе. К таким законам, прежде всего, необходимо отнести ограничивающие права любого труженика бороться за свою долю в стоимости. Практически нет законов об ответственности частных собственников за свою деятельность. Прежде всего, закона о примате ответственности хозяина частной собственности за свою деятельность на взятом добровольно во владение участке земли. Это касается любого участка земли, независимо от рода деятельности на нём. Если на участке земли стоит завод по производству автомобилей с наёмными тружениками, то при снижении уровня производства снижение своей доли должны в первую очередь почувствовать хозяева этого завода и в последнюю – труженики, крутящие гайки. Понятно, что мы все ответственны за происходящее на нашем шарике, в стране, на предприятии. Но ответственность и доля должны быть в прямой зависимости. Больше доля – выше ответственность.

Впрочем, часть человечества, населявшая Россию в прошлом веке, провела над собой эксперимент, уничтожив физически частных собственников и поделив их ответственность и их долю среди оставшихся носителей идеи такой «справедливости». Но вскоре оказалось, что доля перешла идейным вдохновителям преобразования мира, а вот ответственность – всем остальным. Но, к счастью, природа здорово ограничила возможности человека в переустройстве окружающего его мира, создав жёсткие границы по воплощению в действительность необузданных фантазий человека. Рынку хватило жизни одного поколения несчастных участников людоедского проекта для доказательства несостоятельности идеи всеобщего братства и равенства. Но не счесть жертв, принесённых экспериментаторами в борьбе с природой по усовершенствованию человека и поиска каких-то новых экономических отношений. Основной урок, который человечество должно извлечь из этого печального опыта, состоит в понимании того, что общество, лишившись частной собственности как ячейки ответственности, лишается возможности адекватно реагировать на возникающие нарушения гармонии ЭПа. Следующий урок заключается в том, что чиновник и бюрократ в так называемом «социалистическом» обществе, породив среду безответственности для себя, сотворил самого кровожадного рабовладельца за всю историю человечества. Естественно, что личная доля труженика при этом людоедском строе едва доходит до возмещающего уровня. Монополизация и искоренение конкуренции приводит к технической деградации, что в конечном итоге снижает уровень ЭПа ниже обеспечения выживаемости общества. Пришлось перестраиваться.

Возвращаемся к договорам между ЭПом и параполем. Основной договор о частной собственности, создающий условия ответственности и преемственности развития ЭПа, должен подкрепляться договорами о создании условий для работы основных сил, действующих на ЭПе. К этим силам относятся потребности, доля, конкуренция и ответственность. Договор о потребностях должен создавать условия, при которых организация нового производства по изготовлению продуктов для удовлетворения наших потребностей была бы возможна с наименьшими затратами времени и денег возжелавшего пойти по этому пути. Договором должно быть обеспечено право бороться за личную долю в стоимости, так как доля не только самая социальная сила, но и инвестиционная, дающая возможность обществу развиваться. Антимонопольное законодательство, равные права доступа к ресурсам и прилавка магазина – договор, создающий условия для конкуренции, погонялы прогресса. Четвёртая сила, ответственность, предполагает ответ на сигналы, подаваемые рынком о нарушении его законов. При этом рынку глубоко безразлично, кто будет отвечать, для него все равны. Это могут быть Даша с Аркашей, Настя со Славиком или Дима с Вовой. Закону, принятому человеком, необходимо установить критерии оценки экономической деятельности на разных уровнях и ответственность конкретных лиц при нарушении принятых критериев.

Важнейший договор между ЭПом и параполем – обеспечение обмена стоимостями с привлечением денег в качестве посредника. Этим договором должен обеспечиваться неукоснительный  авторитет местной валюты. Как уже говорилось, основой надёжности и авторитета современной валюты является ответственность всего общества, осуществляемая через демократические институты. Чем выше уровень ЭПа, тем выше уровень ответственности общества, тем выше уровень демократии. Эти два процесса развиваются параллельно и не могут существовать друг без друга. Зависимость у них такая же, как и у электричества, которому для движения в наш дом необходимы два одинаковых по проводимости провода. Если проводимость разная, то один провод будет греться, что чревато всяческими неприятностями. От бесполезно затраченной энергии на нагревание провода до пожара. Важным фактором надёжности валюты являются сформировавшиеся в ходе экономического развития структуры, взявшие на себя посреднические услуги по осуществлению экономических отношений, которые выросли в современные банки, называемы кровеносной системой ЭПа. И действительно, с развитием разделения труда, возросшими расстояниями между изготовителями продуктов и стоимостей, эта функция оказалась весьма востребованной. Суть этой функции заключается в инкассации выручки от продажи стоимости и выдаче доли каждому участнику изготовления стоимости, определённой ранее описанными механизмами. Но изначально банки возникли как кредитные учреждения. А эту их функцию можно сравнить с жировыми прослойками, позволяющими, аккумулируя в сей момент свободные средства населения, осуществлять смельчакам интенсивные и экстенсивные инвестиции на ЭПе. Сегодня эти прослойки переросли в ожирение, поставив на колени не выдержавшее нашествие денег мировое ЭПо. Первичные инвестиции, выданные банками под хороший для себя процент, не успевают возместиться инвестициями покупателя. Нарушается «золотое сечение» между массой денег, необходимых для обслуживания ЭПа и направляемых на первичные инвестиции. На ЭПе начинается кризис. Банки из кровеносной системы и прослоек жира, которыми они должны быть, выросли в полноценный самостоятельный организм с диктаторскими замашками. Повторилась история, произошедшая с элитами некоторых стран, в которых они из слуг превратились в хозяев. Точно так же и банки стали диктаторами на ЭПе, хотя должны быть у него в услужении. «Поэтому, не является ли тот факт, что владыки кредита достигли за последнее время огромной власти, симптомом, что в нашей финансовой системе что-то гнило». Великий Генри Форд сказал это сто лет назад, но ощущение, что сегодня. Думаю, что в оценке сегодняшней  ситуации он был бы гораздо жестче. Добавьте к этому массу так называемых «ценных бумаг», расплодившихся в неимоверных количествах. У этих бумаг, как минимум, два недостатка. Первый – за ними стоит ответственность не общества, как за деньгами, а неизвестно кого, так что и спросить порой не с кого за авантюру с их выпуском. Второй недостаток заключается в возможности обладателям таких бумаг без каких-либо на то оснований нахлебничать, т.е. получать незаслуженно и необоснованно высокую личную долю в стоимости, заметно сокращая долю других. Необходимо в этом хозяйстве наводить порядок, избавляясь от некоторых старых инструментов заимствования, пересмотреть уровни доходов по этим бумагам, часть полученного кредитором процента направить на погашение кредита и т.д. Основная задача – повысить ответственность по ценным бумагам, сделав их именными и исключить наследуемое нахлебничество по ним. И помнить, что только ЭПо является кроветворной системой человечества, а все иные вторичны и полностью зависят от него. Сегодня термин «финансы» явно перегружен содержанием, иногда весьма противоречивым. Думаю, уместно предложить под этим термином объединить все долговые обязательства, т.е. все ценные бумаги, кроме денег. Тогда этот термин приобретёт хоть какой-то смысл. А все игры с деньгами и финансами собрать под термином бухгалтерия.

Важным фактором отношений между ЭПом и параполем является договор о доле, изымаемой с ЭПа в виде налогов в бюджет для функционирования субъективной части параполя. Эта доля должна быть нормативной по отношению к сумме продаж стоимостей за единицу времени. Нормативны должны быть все составляющие этого бюджета: расходы на управление страной, на внутреннюю и внешнюю охрану, судебную власть, международную деятельность, фундаментальные научные исследования и некоторые другие. Каждый чиновник и бюрократ должен иметь «цену», в которую входит его личная доля, площадь помещения, в котором он осуществляет свои функции и расходы по содержанию этого помещения, транспортные расходы, расходы на информацию и др. С ростом уровня ЭПа доля субъективной части бюджета будет наполняться, но относительно должна оставаться малоподвижной, но с тенденцией к снижению. Доля в стоимостях для осуществления солидарных обязательств по обеспечению населения просвещением, лечением и пенсиями должна быть отдельной от первой и так же нормативной. Основные нормы долей на объективные и субъективные расходы лучше закрепить конституционным законом, оградив их от волюнтаристских решений политиков.

Теперь перейдём к очень важным результатам тех или иных отношений между параполем и ЭПом, которые влияют на формирование гуманитарного состояния общества страны. Если мы предположим, что все выше перечисленные договора работают нормально, обеспечивая функционирование ЭПа в заданном рынком режиме, в стране возникает среда договорных отношений. Частная собственность, способствующая разделению труда, порождает неизбежную среду договоров между продуктопроизводителями и между частником и чиновником. Все участники изготовления стоимости, являясь звеньями цепочки, вынуждены договариваться друг с другом о сотрудничестве и взаимопомощи. Для защиты частной собственности в договорный процесс втягиваются и чиновники. Возникает общество, в котором значительная его часть связана договорами друг с другом, что создаёт культуру отношений между людьми, основанную на ответственности, уважении, взаимопомощи и защиты не только своих прав, но и прав иных несправедливо обиженных. Поскольку все договора принимаются добровольно, то в стране возникает среда, в которой свобода выбора соседствует с дисциплиной выполнения добровольно принятых на себя обязательств в форме различных договоров. На таком фундаменте возрастает нравственный уровень общества, без которого невозможен рост уровня ЭПа. Высок и уровень ответственности общества за состояние страны, реализуемый через различные, постоянно развивающиеся, демократические институты.

Иная картина в странах, где институт частной собственности отсутствует полностью или существует для избранных. Как это не грустно, но в качестве примера крайнего проявления пренебрежения частной собственностью может служить Россия. Как-то так сложилось, но на просторах этой огромной страны в ходе исторического и экономического развития частная собственность не стала главным условием развития ЭПа. Земля в частную собственность в России доставалась не ответственным добровольцам, а раздавалась властью как плата за различные услуги, оказанные ей верноподданными. Иногда эти услуги были весьма кровавы. Вместе с землёй передавалось в наследуемое рабство и всё население этих земель. Чаще всего такие владения находились на уровне натурального хозяйства. Позже было создано общинное землепользование, глупее которого придумать что-либо сложно. Но придумали. Это так называемые «колхозы» и «совхозы». В таких условиях в России так и не возникло разделение труда, которое втянуло бы значительные массы людей в договорные отношения. Но если нет договорных отношений, среды ответственности, то они замещаются дисциплинарными, палочными отношениями, средой безответственности и страха. Это создаёт общество с совершенно иной гуманитарной культурой. Пониженное чувство ответственности за всё происходящее на просторах страны, вера в «хорошего» царя, императора, генерального секретаря, президента. Неуважение к договору, который дороже денег, к законам, к себе подобным и к себе: ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак. Низкий нравственный уровень общества, отсутствие справедливости, низкий уровень развития ЭПа. Неразрывная цепочка, в которой все звенья должны быть одной величины. В этой же зависимости и ЭПо с параполем. Они могут развиваться только одновременно, но с условием, что параполе изначально должно быть на шаг впереди. В следующей главе мы рассмотрим отношения, складывающиеся между ЭПом и параполем с одной стороны и природой с другой.