Глава 13

НАЛОГИ И БЮДЖЕТ

            Не очень углубляясь в историю человечества, мы попробуем смоделировать процессы, протекавшие в проглядываемых временах на отдельно взятой территории нашей планеты, содействовавшие возникновению государства. Можно с достаточной достоверностью предположить, что при появлении на Земле человека начался процесс его кучкования. Для этого есть и причины. Основные – коллектив необходим для воспроизводства здорового потомства и понимание, что коллективом легче прокормиться. Естественно, что при ранней коллективизации происходило создание языка общения и устраивающего подавляющее большинство коллектива образа жизни. По мере роста коллектива начали появляться проблемы. Оказалось, что сформированный образ жизни устраивает не всех. Пришлось понятия «хорошо» и «плохо» формализовать в виде каких-то правил, обязательных для всех. Для формализации этих правил потребовался какой-то орган, коллективный или единоличный, наделённый обществом правом создать и принять эти правила общежития. Далее появилась необходимость отслеживать исполнение принятых правил и система наказания для нарушителей. Разделение труда способствовало распаду одних коллективов и возникновению других, на новых территориях. Между ними появились дороги, обслуживающие возникшие новые интересы людей. Эти дороги пришлось охранять, для чего необходимо создание каких-то дружин. Одним словом, пошло-поехало. Образовалась граница, жёстко очерчивающая на территории принятый коллективом язык общения и образ жизни. Рядом появился другой коллектив, с иным образом жизни и языком общения и новыми границами. Как отмечалось выше, человечество ступило на тропу объединения людей и разъединения народов. Для обслуживания постоянных и возникающих необходимых и надуманных функций пришлось выделять людей. Для реализации новых функций и содержания людей, исполняющих эти функции, потребовалось выделение доли в стоимостях. В результате развития этих процессов возникло то, что мы называем государством. Попробуем определить эту категорию. Итак, государство – все люди, живущие по единым законам на очерченной границей территории и все природные ресурсы, находящееся на этой территории в равной доступности.

            Доля, отчуждаемая для выполнения необходимых функций, когда-то была в натуральном виде, но сегодня она приобрела денежную форму и называется налогом. Под этим термином мы будем подразумевать любое узаконенное отчуждение доли стоимости, обеспечивающей необходимые, легитимные действия по выполнению своих функций выбранными, назначенными, узурпировавшими необходимую для этого власть людьми. В дальнейшем под термином «власть» мы будем иметь ввиду выполнение этими людьми функций, обеспечивающих спокойную жизнь общества.  Умно, не очень умно или вовсе глупо эти функции исполняются зависит от уровня ответственности этих людей за свои действия перед обществом и возможностью для общества влиять на эти действия через демократические институты, если таковые имеются. Напомню, что властные функции появились на каком-то этапе экономического развития человечества, когда появилась возможность что-то поделить. Обременять власть новыми функциями обществу приходится постоянно. Как пример, можно привести современные правила дорожного движения, которым приходится учитывать ощутимый прогресс на дорогах. Думаю, скоро появятся правила космического движения. Новые функции возникли и с развитием четвёртого поля. Но необходимо признать, что все эти функции призваны ограничить страстишки человека. И возникли они не вместе с человеком, а значительно позже, т.е. они субъективны по своей сути. В дальнейшем мы так и будем их классифицировать – субъективные функции. Вместе с этими функциями власти перешли функции, которые раньше всегда выполняла семья. К таковым относится забота о подрастающем поколении и о поколении, готовящемся нас покинуть. Эти функции по заботе о малых, старых и немощных возникли одновременно с возникновением человечества и объективны как сама жизнь. В современном мире эти функции обрели чёткие границы. Просвещение, пенсионное обеспечение, здравоохранение. Все эти функции мы объединим под термином «социальные». Для обеспечения этих функций сформировалась система солидарной ответственности, по своей сути абсолютно отличная от обеспечения субъективных функций. Но по форме они идентичны.  Через налоги формируется бюджет, доли в котором имеют все страждущие.

            Для понимания разницы между субъективными и социальными функциями мы несколько отвлечёмся и ещё раз обратимся к истории. Для осуществления властных полномочий общество вынуждено каким-то образом выделять людей и наделять их этими полномочиями. За свою историю человечество выработало три способа выделения и наделения: силовое, наследственное, выборное. Самый «весёлый» способ прихода к власти – силовой. Он включает в себя изгнание предшественника, гноение его в отдельном номере местной тюрьмы и, как крайняя мера, убийство. По общему правилу все эти меры применяются к родственникам и ближайшему окружению опального правителя. Самый «скучный» – наследственный. Предшественник умирает, на трон вступает законный наследник. Наиболее «замороченный», с необходимостью учитывать разные точки зрения на происходящее в стране – выборный, демократический. Но жизнь, как всегда, многогранна, чем и интересна. Самый скучный способ прихода к власти может быть разбавлен убийством брата, мужа, отца. А самый замороченный, выборный, т.е. демократический, процессом предварительного вытаптывания необходимой в этом процессе оппозиции, включая и её физическое уничтожение, может превратиться в самую занудную процедуру без каких-либо заморочек в виде иного мнения. Можно сказать, что процесс наделения властными полномочиями, подчиняясь общему правилу, по которому всё, к чему прикасается человек, может быть доведено до абсурда, при определённых условиях не минует этой участи. Так или иначе, выделенные и наделённые властью люди занимают свои места в сложившихся в ходе исторического развития человечества институтах управления страной. На протяжении веков эти институты менялись мало, доказав свою устойчивость. Состоят они из главы государства, парламента, правительства, суда. В разных странах уровень ответственности каждого института власти разный. Важно, чтобы суммарная ответственность всех институтов власти была неотвратима и справедлива, в полном соответствии с содеянным и законом. И опять приходится говорить, что условием наступления ответственности за совершённые ошибки может быть только уровень демократии. Все эти властные институты возникли значительно позже прихода человека на Землю. При натуральном хозяйстве потребности в регулировании отношений внутри хозяйства внешними управляющими не возникало, хотя какие-то регламенты приходилось исполнять. Так что сегодняшние институты власти являются фактором историческим. Как создавались они, прежде всего, для охраны, так и дожили с этой главной функцией до сегодняшнего дня. Охранять жизнь, имущество, покой граждан страны – основная функция власти. Осуществление этих функций происходит на параполе и связано с ЭПом только долей, получаемой с него. С развитием ЭПа к этим функциям власти добавились функции социальные, перешедшие к ней от семьи.

Строго говоря, перешедшие к власти социальные функции ограничиваются консолидацией средств и их распределением. Просвещение является составной частью познания (приобретение опыта) и условием существования и развития ЭПа и находится на его территории, на своих высших ступенях дифференцируясь по его полям. Оно входит в стоимость и имеет в стоимости свою долю. Но, поскольку эта доля должна пройти два механизма своего определения, что создаёт предпосылки к нестабильности, общество решило консолидировать ответственность за просвещение детишек и частично за подготовку специалистов для ЭПа. Для этого через налоги создаётся  бюджет, который выкупает долю просвещения в стоимости. В принципе, этот консолидированный бюджет может распределяться между родителями или учениками с правом выбора учебного заведения, наиболее подходящего для обучения и непосредственной оплатой учебного процесса. Этим создаётся конкурентная среда, позволяющая постоянно совершенствовать процесс обучения. Но, поскольку каждый способ оплаты просвещения имеет как преимущества, так и недостатки, то в этой сфере существует оправданный консерватизм, но с постоянным поиском и совершенствованием способов выкупа услуг просвещения. Необходимо заметить, что бюджет должен обеспечить средним образованием всех желающих его получить и частично профессиональным образованием по необходимым, но по каким-то причинам невостребованным  профессиям.

Обществу пришлось консолидировать ответственность по обеспечению населения страны здравоохранением, находящемся на первом поле и являющемся отраслью этого поля. Это пришлось сделать по нескольким причинам. Первая – удорожание лечения в некоторых случаях до уровня, когда заболевший человек вынужден выбирать, умереть ли ему от поразившей его болезни или, вылечившись и расплатившись за лечение, здоровеньким от голода и холода, полностью лишившись средств к существованию. Вторая причина консолидации – необходимость поддержания достойного уровня этой отрасли с возможностью постоянного развития. Особенностью людей является их весьма заметное различие по состоянию здоровья. Одни приходят в медицинское учреждение только за справкой для получения водительского удостоверения или права приобретения оружия, другие приходят поправлять пошатнувшееся здоровье. Иногда между этими визитами лежит денежная пропасть. Но в тоже время никто не даст гарантий, что первый клиент будет ходить только за справками. Уровень обеспечения населения медицинскими услугами зависит от уровня развития ЭПа. Важно отметить, что консолидированный бюджет должен обеспечивать обмен всех стоимостей, изготовленных отраслью здравоохранения. Это положение полностью относится и к просвещению. Не должно быть людей, лишённых возможности учиться и лечиться.

Следующей солидарной ответственностью является пенсионное обеспечение людей, достигших законом определённого возраста. Это обеспечение, как мы уже отмечали, было всегда. Гарантированная тарелка щей пожилому человеку каждый день – пример пенсионного обеспечения в натуральном виде. В принципе, здоровый человек может трудиться всю жизнь. Просто на каком-то уровне развития ЭПа у общества появляется необходимость и возможность выделить какую-то долю в стоимости для обеспечения пожилых людей, не привлекая их к работе. Необходимость отправлять на пенсию пожилых людей стала особенно быстро распространяться с развитием коллективных форм организации труда. Понятно, что с возрастом возможности человека, независимо от его желания, меняются, и некоторые виды работ становятся ему не под силу. Этот недостаток наиболее заметно проявляется в коллективе. Поскольку, как мы отмечали ранее, развитие ЭПа, а вместе с ним и отдельного предприятия, требует параллельного роста ответственности, справедливости и нравственности, то выкидывать труженика за ворота предприятия, на котором он проработал всю жизнь, стало противоестественным. Оказалось, что таким людям проще выделить пожизненную долю, несколько меньшую их заработка и отправит их на заслуженный отдых, а на освободившееся место взять более проворного труженика, чем мучаться угрызениями совести. Понятно, что солидарная ответственность за пожилого человека в этом случае перешла от семьи к предприятию, потому как именно из доли предприятия, полученной за свой продукт, выделялась доля для обеспечения счастливой старость бывшего труженика. Со временем солидарная ответственность перешла ко всему обществу, а круг попавших в сферу ответственности расширялся, пока в некоторых странах не охватил всех, достигших определённого возраста. Но эта система не исключает возможность для пожилого человека трудиться в соответствии со своим потенциалом, что мы и видим в реальности. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что просвещение, здравоохранение и пенсионное обеспечение возникло вместе с появлением человека на Земле. Менялся уровень ответственности, переходя от семьи к обществу. Расширялся круг людей, перешедших под покровительство солидарной ответственности. Социальный бюджет формируется для выкупа доли в стоимости, которая изготавливается просвещением и здравоохранением и долей в стоимостях для распределения между пенсионерами. На нормально развивающемся ЭПе этот бюджет не может снижаться, а только расти одновременно с ростом уровня ЭПа, поскольку это проблема не только нравственная, но и экономическая.

Переходим к изучению отношений, складывающихся в обществе по поводу солидарной ответственности по обеспечению выполнения субъективных функций, которые осуществляют органы власти и охраны. Правда, по своей сути все нанятые на собранные в бюджет деньги люди, находящиеся в разных органах и конторах, делают одно дело – охраняют права граждан страны. Охрана прав человека распространяется на все описанные благоразумием права человека. Этих прав очень много: право на жизнь, свободу, здоровье, образование, право на частную и личную собственность, на свободное передвижение, на свободный труд и достойную долю за него, на защиту чести и достоинства, право выражать своё мнение, право на помощь в разрешении конфликтов, возмещение убытков при несоблюдении договора и много других прав. Естественно, что рядом с правами человека  находятся и его обязанности. Для охраны прав человека первоначально необходимо их определить и зафиксировать. Права человека можно поделить на право владения собственностью и гуманитарное право. Право собственности должно подтверждаться регистрацией, гуманитарные права декларируются законом. Можно сказать, что в ходе исторического развития человечество создало систему охраны прав человека, состоящую из двух составляющих. Первая декларирует и регистрирует возникновение права и вторая, охраняющая это право. Поскольку любое право человека лежит вне ЭПа, то я и отнёс складывающиеся отношения по поводу декларирования, регистрации и охраны прав человека, обеспеченных консолидированной ответственностью, к субъективным, находящимся на параполе и полностью зависящим от воли человека. И порой нарушения этих отношений весьма дорого обходятся человеку, народам, человечеству, попавшим в капкан соблюдения прав человека. Под этим лозунгом создаются так называемые военно-промышленные комплексы (ВПК), призванные оснастить самым совершенным оружием охрану одних и уничтожения других. Это, конечно крайнее проявление заботы о правах человека, но, к сожалению, иногда и единственное. Но необходимо понимать, что развитие ЭПа не требует человеческих жертв, можно смело говорить как раз об обратном – любое массовое квалифицированное насилие влечёт нарушение гармонии ЭПа с неизбежным снижением его уровня. Более того, даже подготовка к возможному насилию создаёт предпосылки к снижению уровня ЭПа. Если вспомнить историю человечества, насыщенную примерами войн между странами, внутри стран, массовыми и бессмысленными репрессиями, как это совсем недавно было в СССР, то можно сделать однозначный вывод – экономического процветания такие формы защиты прав одних за счёт уничтожения других не приносят ни победителям, ни, тем более, побеждённым.

Механизм разрушения при помощи оружия достаточно ясен – оружие доставляется к месту применения, применяется и на месте применения остаётся пустыня. Площадь пустыни зависит от мощности применённого оружия. Уничтожение ЭПа происходит не только при применении оружия по целям на нём противником, но и во время создания этих средств. И интересно то, что в этом случае разрушается ЭПо той страны, которая создаёт оружие, а не потенциального противника. Особенно это касается стран с низким уровнем развития ЭПа и гипертрофированными расходами на охрану. Применительно к России можно сказать, что если на полигоне солдатики постреляли из автоматов и гранатомётов, то где-то на просторах страны несколько километров дороги стали не дорогой, а направлением. Когда к ним присоединились артеллиристы и всласть постреляли, то рухнул мост, к которому вела дорога, превратившаяся в направление. Мост рухнул не от точного попадания, а от постигшей его ветхости, вызванной нехваткой средств на ремонт и уходящих на чрезмерную охрану. А в это время прилетевшие на полигон и отбомбившиеся самолёты стерли с лица земли несколько деревень. Это те деревни, для которых не нашлось денег для очистки улиц зимой, содержание школы, медпункта, давно закрылся магазин. Жизнь на уровне средневековья: вода ведрами из колодца, удобства в любую погоду во дворе, еда с огорода и скотного двора, две программы телевидения, если есть электричество, отопление печное дровами. Пролетевшая 6000 км и попавшая точно в цель ракета по пути полёта уничтожила несколько десятков так называемых «малокомплектных» школ, а в некоторых школах рухнувшие потолки убили учеников. Огромные атомные подводные и надводные монстры, их походы к столь необходимым нам берегам Южной Америки, полёты туда же стратегической авиации, назначение «братьев» и их обильное кормление, война с соседями, возникновение надуманных функций и контор для их выполнения – итогом такой политики не государства, а конкретно президента, правительства, законодателя является разрушающееся ЭПо и, как результат, убожество среды обитания и нищета населения.

Согласитесь, есть какая-то мистика в том, что вооружение, поступившее в армию, бьёт по своим, даже если не применяется, а тихонько лежит на складе. Механизм разорения страны при этом крайне прост. Если изымаемая через налоги доля стоимостей, идущая на содержание президента, правительства, парламента, контор, силовых структур чрезмерно велика, то сокращаются возможности развития ЭПа. Сокращение происходит за счёт «размазывания» стоимостей более тонким слоем, при этом в первую очередь уменьшается инвестиционная составляющая индивидуальной доли, что снижает конкурентные возможности ЭПа. Для осуществления полномочий по охране, описанных в Конституции любой страны, необходимы комфортные помещения, чаще всего «работающие» в одну смену, расходные материалы, транспорт, пушки и многое другое. На примере пушки, как олицетворения вооружения, проследим пути разорения отдельно взятой державы. Для создания пушки требуется весь комплект условий, описанный нами ранее: познание, приспособление, изготовление. Для этого приходится создавать отрасль, полностью живущую на бюджетные деньги и где заказывает необходимое и покупает изготовленное практически один человек – чиновник. Понятно, что в разных лицах, но с одинаковой сутью, состоящей в безответственности по распоряжению бюджетными деньгами. Поскольку ни пушка, ни танк, ни самолёт, ни корабль не являются продуктом, способствующим изготовлению стоимости, они не могут находиться на ЭПе и жить по его законам, т.е. законам рынка. Поэтому ВПК полностью, со всеми институтами, предприятиями, людьми, работающими на них и армия, как эксплуатирующая организация, находятся на параполе и подчиняются только воле человека в образе чиновника. Внешние атрибуты ВПК создают у некоторых особ, приближённых к власти, иллюзию возможности подъёма уровня ЭПа через развитие этой параотрасли. Научные институты, конструкторские бюро, предприятия, труженики самой высокой квалификации, великолепная продукция, превосходящая по своим тактико-техническим данным зарубежную – полное впечатление, что всё в полном порядке, страна богатеет, люди заняты делом, получают свою долю. Но нет самого главного – стоимости, обмена, не возникают деньги. Разница параполя и любого поля с ЭПа точно такая же, как разница между боровом и хряком. Внешне полное сходство, но у борова нет маленькой детальки, поэтому нет потенциала к будущему, он способен только пожирать, но потомства ждать не приходится. Нет этой детальки и у ВПК. Но жрёт исправно и, надо сказать, всё самое лучшее: металлы, химию, электронику, умы и т.д. Представьте себе, что вместо современной атомной подводной лодки весь коллектив, собранный для её изготовления и все средства, выделенные на это, переквалифицировать на создание медицинских препаратов, приборов, протезов и их применение. Думаю, это могло бы избавить общество от унизительной необходимости собирать по копеечке на лечение тысяч наших детей, а многим старикам значительно продлило бы жизнь. Можно сказать, что монстр в образе ВПК не только разрушает, но и убивает в мирное время и на собственной территории. Если аппетиты ВПК не уменьшатся, то в скором времени и охранять будет некого. Экспорт  оружия осуществляется на общих основаниях – вся выручка должна отовариваться за пределами отечества, давая работу и долю чужеземным труженикам. В стране же, импортирующей оружие, оно начинает разрушать и убивать сразу после оплаты сделки.

Подробнее остановимся на налогах. Ранее уже отмечалось, что единственным налогом, который отражает суть ЭПа, является налог непосредственно с продаж стоимостей. Необходимо понять, что всё нагромождение налогов, существующих сегодня и раскиданных по ЭПу и параполю, часто надуманные, не имеющие экономического смысла, конечным своим пристанищем имеют долю в цене стоимости. Прогрессивный налог с продаж стоимостей по своей сути самый естественный. Он изымается, когда происходит акт обмена, т.е. когда все участники изготовления стоимости могут рассчитывать на свою индивидуальную долю, частью которой они и делятся на обеспечение солидарной ответственности. Этот налог, помимо его экономической естественности, которая началась с тарелки щей немощному, является носителем справедливости, которая заставляет платить его всех, независимо от рода деятельности. Его будут платить взяточники, наёмные убийцы, все, получающие сегодня свою долю в конвертах и все тёмные силы, существующие среди нас и разными путями пытающиеся не обременять себя солидарной ответственностью. Как пример надуманного налога можно привести налог на добавленную стоимость (НДС). Этот налог изымается с каждого звена цепочки изготовления стоимости, т.е. с продукта. А если конечный продукт, изготовленный с участием этих продуктов, по каким-то причинам не вошёл в стоимость, то возникает естественный вопрос – что делили? Понятно, что если продукт не добрался до стоимости, то звенья цепочки не получили долю, на которую рассчитывали, но НДС заплатили. Абсурд? Я считаю, что да. Казна пухнет необеспеченными стоимостью деньгами, а ЭПо приходит в упадок. Столь же противоречив подоходный налог. Изъятие его из доли чиновников и бюрократов –  бессмысленное перекладывание денег с места на место, контролируемое тысячами людей, которые могли бы трудиться в другом месте с большей эффективностью. Поскольку доход в принципе плохо контролируемый показатель, то всегда есть возможность избежать уплаты подоходного налога с полной суммы дохода, что, согласитесь, несправедливо. Думаю, что пора переходить от поголовного контроля доходов, часто с не очень понятным источником, к жёсткому контролю расходов. Понятно, что общество должно доказать участие преступника в каком-либо злодеянии, основываясь на презумпции невиновности. Но этот принцип не может распространяться на участие или неучастие в любой форме в изготовлении стоимости, что даёт право на долю в ней или право на долю в стоимости на основании закона. Доля гражданина страны не является тайной его личной жизни. Тайной может быть состояние здоровья, отношения в семье, количество любовников или любовниц. Тайной может быть всё, кроме доли гражданина в общем пороге. Доля, как самая социальная экономическая категория, является мерилом справедливости общества. По своей сути она не может быть тайной за семью печатями, так как является носителем социальной стабильности общества и основным ресурсом развития ЭПа. Но, поскольку контроль в любые времена необходим, то самым точным конролёром являются расходы. Мы как-то отвлеклись от нашей главной темы о налогах, но на ЭПе всё так сложно связано одно с другим, что приходится постоянно отвлекаться, но не без пользы для понимания происходящих процессов. Так вот, возвращаясь к налогам, можно сказать, что прогрессивный налог с продаж является самым справедливым и естественным налогом – его вынуждены платить абсолютно все. Его разные ставки могут стимулировать или ограничить изготовление продуктов и стоимостей. Прогрессивные ставки, т.е. ставки, возрастающие в зависимости от цены покупки, позволяют более справедливо делить на доли плоды ЭПа. Огромную роль при справедливом распределении этого налога между центром, субъектом и муниципалитетом он может сыграть в развитии территории. Если основываться на практике развитых стран, то на территории должно оставаться 40% собираемых налогов, 20% передаваться субъекту и оставшиеся 40% - центру. Можно предположить, что местная власть будет всячески содействовать развитию торговли. Но, поскольку главным в торговле является не продавец, а покупатель, то придётся идти двумя путями. Первый путь – привлечение сторонних покупателей, второй – создание условий для возникновения покупателей на собственной территории. Первый путь не гарантирует стабильность, второй путь предпочтительней. Для этого придётся развивать местное ЭПо, что даст возможность местным жителям получать долю в создаваемом на местном предприятии продукте и тратить её в местном магазине, увеличивая местный бюджет. Территория начинает процветать.

Необходимо отметить, что налоги подразумевают, с одной стороны, солидарную ответственность, а с другой – равную доступность и востребованность всего, что охвачено этой ответственностью. Но есть некоторые обязанности бюрократов, которые необходимы не всем. К примеру, разрешение на приобретение оружия и его регистрация, получение загранпаспорта и многие другие. Оплачивать такого рода услуги из консолидированного бюджета не совсем этично, поэтому должна быть система платежей, единая по всей стране, возмещающая расходы по этим услугам.                       

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в руках чиновника находится инструмент, способный в умелых руках творить добро, а в иных случаях – беду. Этим инструментом является бюджет. Чрезмерное увеличение субъективной доли бюджета, которая порой соотносится не с уровнем ЭПа страны, а с расходами «противника», имеющего значительно более высокий уровень своего ЭПа, равносильно самоубийству. А если к этому прибавить увлечение накоплением, проявляющемся в профиците бюджета, по своей разрушительной силе вполне сопоставимым с оружием массового уничтожения ЭПа, то итогом такой политики будет нищенское обеспечение населения медициной, просвещением, пенсиями, тихое вымирание. Право определения, в какие руки попал скальпель, должно быть у пациента – населения, которое через демократические процедуры определяет меру наказания за содеянное или меру поощрения за созданное. Гордостью любой нации должны быть не мифы об индустриализации, стоившей  жизни миллионам безвинно убитых и замученных, не пиррова победа в войне, за которую отдали свою жизнь до сих пор не подсчитанные погибшие, во много раз превосходящие потери противника, не первенство в освоении космоса, не самый лучший в мире автомат Калашникова и многие другие сомнительные «успехи». Единственно, чем должна гордиться любая нация – это социальные достижения. Для этого доля социальной составляющей бюджета должна расти, а доля субъективной части уменьшаться. Чиновник и бюрократ нанимаются обществом для выполнения жёстко очерченных в законах функций. Иногда, к сожалению, эти нанятые люди строят государство в форме корыта, из которого безнаказанно хлебают.

Закончим мы эту главу определением некоторых категорий. Начнём с налогов. Налоги – изымаемая в любой форме доля стоимостей, идущая на осуществление полномочий институтов власти в соответствии с основным законом страны – Конституцией. Бюджет – консолидированные средства для осуществления солидарной ответственности. Чиновник – нанятый обществом на бюджетные деньги человек, осуществляющий функции по созданию и принятию законов разного уровня. Бюрократ – нанятый обществом на бюджетные деньги человек, осуществляющий функции по реализации законов. Поскольку всех жителей страны объединяет желание жить лучше, в следующей главе мы рассмотрим механизмы, позволяющие осуществить эту мечту. Механизмы эти – инвестиции.

<<Предыдущая глава          Следующая глава>>